yuchuhloma


Юлия Чухлома (yuchuhloma)


Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
... как зеркало русского гражданского общества
yuchuhloma


Опять о Сахарове. Он был человеком больших достоинств, и меньше всего мне хотелось бы эти достоинства отрицать. Мало у кого из людей такие достоинства есть. Но героем он был трагическим, и речь пойдет об этом.


Из стенограммы Первого съезда народных депутатов СССР (2 июня 1989 года).


Депутат ЧервонопискийС. В., первый секретарь Черкасского горкома комсомола Украины.

Несколько слов о тбилисской трагедии. Я как человек, которому — не дай бог кому из вас пережить подобное — приходилось навсегда прощаться со своими братьями, боевыми друзьями, среди которых были белорусы, литовцы, гагаузы, татары, даргинцы, русские, до глубины души ненавижу войну и смерть. Сегодня я еще не могу высказать определенное мнение по поводу этой, видимо, самой позорной и постыдной провокации нашей современной истории, а кое-что вызывает у меня особое сомнение. Тот самый десантный полк из Кировабада, о котором здесь шел разговор, был одним из последних, кто выходил из Афганистана, кто заканчивал эту противоречивую войну. Так вот, я убежден, что ребята, которые даже в бою спасали афганских женщин и детей, никогда не смогли бы стать убийцами и карателями, как тут их называли (аплодисменты) политиканы из Грузии и Прибалтики, которые сами уже давно занимаются тем, что готовят свои штурмовые отряды (аплодисменты), и роль которых в истории некоторых государств мы хорошо знаем. Вот и сегодня они не надели значков народных депутатов СССР, предпочтя им символы своих народных фронтов. (Аплодисменты).


Я, безусловно, поддерживаю идею республиканского хозрасчета, но когда и магазинах продают товары только лицам с прибалтийской пропиской, то это, по-моему, можно назвать республиканским националистическим эгоизмом. (Аплодисменты).


Еще нас серьезно беспокоит беспрецедентная травля Советской Армии, развернувшаяся в средствах массовой информации. (Аплодисменты).


Совершенно непонятны цель и смысл безответственных заянлений депутата Сахарова по поводу Афганистана, злобное издевательство лихих ребят из телепередачи «Взгляд». Извиняюсь, прерву свое выступление и зачитаю вам одно небольшое обращение. «В Президиум Съезда народных депутатов СССР. Председателю Верховного Совета СССР, Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета обороны страны товарищу Горбачеву Михаилу Сергеевичу.

Уважаемые товарищи члены Президиума Съезда! Уважаемый Михаил Сергеевич!

Мы, солдаты, сержанты и офицеры многотысячного воинского коллектива Краснознаменного орденов Ленина и Кутузова II степени воздушно-десантного соединения имени 60-летия СССР, которое в течение девяти лет выполняло интернациональный долг в Республике Афганистан, убедительно просим вас дать с трибуны Съезда разъяснения народным депутатам, на каком основании или по чьему поручению народный депутат СССР Сахаров дал интервью журналистам канадской газеты «Оттава ситизено том, что будто в Афганистане советские летчики расстреливали попавших в окружение своих же советских солдат, чтобы они не смогли сдаться в плен. Мы до глубины души возмущены этой безответственной, провокационной выходкой известного ученого и расцениваем его безличностное обвинение как злонамеренный выпад против Советских Вооруженных Сил. Рассматриваем их дискредитацию как очередную попытку разорвать священное единство армии, народа в партии. Мы восприняли это как унижение чести, достоинства и памяти тех сыновей своей Родины, которые до конца выполнили ее приказ, — Героев Советского Союза десантников Мироненко, Чепика, Корявина, Задорожного, Юрасова. Их пример является для нас символом патриотизма, беззаветной верности своему воинскому и интернациональному долгу.


Делегаты Съезда должны знать, что воины-десантники, вопреки попыткам Сахарова и ему подобных, будут и впредь надежно защищать интересы нашей многонациональной Родины». (Аплодисменты).



Депутат Сахаров А.Д., академик, главный научный сотрудник Физического института имени П. Н. Лебедева Академии наук СССР, г. Москва.

... Тема интервью была вовсе не та, я это уже разъяснил в «Комсомольской правде», но я повторю: речь шла о возвращении советских военнопленных, находящихся в Пакистане. И я сказал, что единственным способом решения этой проблемы являются прямые переговоры между советской стороной, кабульским правительством и афганскими партизанами, которых необходимо признать воевавшей стороной — они защищали независимость своей родины, и это дает им право считаться ее защитниками. Только так можно решить эту проблему, только на обмене мнениями, только на прямом признании их прав, Отвечая на этот вопрос, я упомянул о тех сообщениях, которые были мне известны по передачам иностранного радио, — о фактах расстрелов (шум в зале), «с целью, — как написано в том; письме, которое я получил, — с целью избежать пленения». Эти слова — «исключение пленения— это приговор для тех, кто мне писал, это приговор чисто стилистический, переписанный из секретных приказов. Сейчас этот вопрос расследуется. И до того, как этот вопрос будет прояснен, никто не имеет права бросить мне обвинение в том, что я сказал неправду. До того, пока этот вопрос не подвергнут объективному и строгому расследованию. А факты я получаю все новые и новые.


Вот пока все, что я хотел сказать. Я не приношу извинений всей Советской Армии, я ее не оскорблял. Я не Советскую Армию оскорблял, не советского солдата (шум в зале, аплодисменты), я оскорблял тех, кто дал этот преступный приказ послать советские войска в Афганистан. (Аплодисменты, шум в зале).



Понятно, что ответ Сахарова (по меньшей мере, недостойный) вызвал тогда возмущение военных и не только военных

Якушкин В. В., преподаватель среднего профессионально-технического училища № 147, г. Витебск (Витебский городской национально-территориальный избирательный округ, Белорусская ССР).


Я сам «афганец». Так получилось, что мы попали в первый эшелон в 1979 году, и нас, которые побывали там, не взволновало, а хуже, взорвало все то, что сказал академик Сахаров. Здесь был поставлен конкретный вопрос: откуда поступили сведения и кто источник? Если человек заявляет с высокой трибуны о чем-то, он должен сказать, кто ему поставил эти сведения. Мы просим, чтобы это было объявлено Съезду. И я скажу для информации, что касается наших вертолетчиков, они больше нас гибли, потому что они незащищенней, и сколько вертолетов приходилось нам разыскивать и спасать наших летчиков.


В диссидентском движении 60-80х люди были всякие. Но внутри него (серой массой и поддержкой издалека, а возможно и от КГБ тоже, помню, была у нас такая идея) верх взяли взяли профессиональные заклинатели, которым до сложностей и бед "этой страны" дела не было. А.Д тогда предложили высшую ступень в социальной иерархии честных людей, в награду поливая его елеем из ушата.

Ничего сверхнового и специфического для ядерного века с ним не случилось. Просто человек впал в гордыню (а гордиться ему-то было чем). Он как бы и оставался честным, но что есть честность, теперь определяли другие...


И все же он не был лжепророком как Солженицын. Прожекты, которые он говорил от себя (ему давали их произносить, лишь бы протестные письма подписывал), могли быть наивны или не очень разумны, но они уж точно не были канибальскими (кстати, взрыв научного канибализма в московском высокообразованном обществе начался уже после его смерти, с начала 90го года). Его подпись - совсем не случайно (хоть мы и не знаем подробностей) - не стояла под докладом Комиссии Собчака. А вот древнерусский патриот академик Лихачёв - любимец и одновременно поклонник интеллигенции - таковую поставил; и с ним начальник гражданской обороны СССР, главредша "Советской женщины", какой-то руководитель Совета ветеранов войны и труда, с ними же митрополит Питирим (Нечаев)...


Зеркало зеркалом, а сравнивать его с современным сонмом клоунов, воров и жуликов - "вождей гражданского общества" - язык уж совсем не поворачивается.

Чтобы кончить как-нибудь за здравие, перескажу историю, которую мне когда-то давно рассказывал знакомый физик. Семинар в ФИАНе. Советские физики воспроизвели холодный термояд (дело, очевидно, происходит в 1989 году). Докладчик мудрёно сие объясняет, ему задаются мудрёные вопросы. Сахаров поднимает руку


- Я ничего не понимаю в том, что все тут говорят. Повторите, пожалуйста, какое у вас было удельное

выделение энергии.

-.......

- Тогда я не могу поверить, что вы еще живы. Вы должны были взлететь на воздух вместе

с установкой и лабораторией.


Впрочем, название моего post'a тут уже ни при чём. Здесь он не зеркало.




You are viewing yuchuhloma