Back to Julia Chuhloma homepage
Нас выбрала русская революция (Из Воспоминаний Милюкова)
Понятно, что он человек, которому верить нельзя. Понятно, что он пытается выстроить благоприятную для него версию, защищаясь от нападок коллег по эмиграции... И тем не менее в потоке мути отлавливается чудесное.
Раздался звонок из Таврического дворца. Председатель созывал членов Думы на заседание. С вечера члены сеньорен-конвента знали, что получен указ о перерыве заседаний Государственной Думы. Ритуал заседания был тоже установлен накануне: решено было выслушать указ, никаких демонстраций не производить и немедленно закрыть заседание. Конечно, в казарме Волынского полка ни о чем этом не знали. Волнения происходили совершенно независимо от судьбы Государственной Думы. ..
Я пошел в Думу обычным путем, по Потемкинской улице. Жена меня провожала. Улица была пустынна,
но пули одиночных выстрелов шлепались о деревья и о стены дворца. Около Думы никого еще не было; вход был свободен. Не все собиравшиеся депутаты были осведомлены о том, что предстояло. Заседание состоялось, как было намечено: указ был прочитан при полном молчании депутатов и одиночных выкриках правых. Самоубийство Думы совершилось без протеста. ..
Но что же дальше? Нельзя же разойтись молча -- после молчаливого заседания! Члены Думы, без предварительного сговора,
потянулись из залы заседания в соседний полуциркульный зал. Это не было ни собрание Думы, только что закрытой,
ни заседание какой-либо из ее комиссий.
Это было частное совещание членов Думы. К собравшимся стали подходить и одиночки, слонявшиеся по другим залам.
Не помню, чтобы там председательствовал Родзянко; собрание было бесформенное;
в центральной кучке раздались горячие речи. Были предложения вернуться и возобновить формальное заседание Думы,
не признавая указа (М. А. Караулов), объявить Думу Учредительным собранием, передать власть диктатору (генералу Маниковскому),
взять власть собравшимся и создать свой орган -- во всяком случае, не разъезжаться из Петербурга.
Я выступил с предложением выждать, пока выяснится характер движения,
а тем временем создать временный комитет членов Думы "для восстановления порядка и для сношений с лицами и учреждениями".
Эта неуклюжая формула обладала тем преимуществом, что, удовлетворяя задаче момента, ничего не предрешала в дальнейшем.
Ограничиваясь минимумом, она все же создавала орган и не подводила думцев под криминал.
Раздались бурные возражения слева; но собрание в общем уже поколебалось,
и после долгих споров мое компромиссное предложение было принято, и выбор "временного комитета" поручен совету старейшин.
Это значило -- передать его блоку. В третьем часу дня старейшины выполнили поручение, наметив в комитет представителей
блоковых партий -- и тем, надо прибавить, предрешив отчасти состав будущего правительства.
В состав временного комитета вошли, во-первых, члены президиума Думы (Родзянко, Дмитрюков, Ржевский)
и затем представители фракций: националистов (Шульгин), центра (В. Н. Львов), октябристов (Шидловский),
к.-д. (Милюков и Некрасов -- товарищ председателя); присоединены, в проекте, и левые; Керенский и Чхеидзе.
Проект старейшин был провентилирован по фракциям и доложен собравшимся в полуциркульном зале.
К вечеру, когда выяснился состав временного комитета, выяснился и революционный характер движения, -- и комитет решил сделать дальнейший шаг:
взять в руки власть. Намечен был и состав правительства; но так как, по списку блока, премьером был намечен князь Львов,
то формальное создание правительства отложено до его приезда, по срочной телеграмме, в Петербург.
В ожидании этого момента временный комитет занялся восстановлением административного аппарата и
разослал комиссаров Думы во все высшие правительственные учреждения. ..
Мы были победителями. Но кто -- "мы"? Масса не разбиралась. Государственная Дума была символом победы и сделалась объектом общего паломничества.
Дума как помещение -- или Дума как учреждение? Родзянко хотел понимать это, конечно, в последнем смысле и уже чувствовал себя главой и вождем совершившегося...
Татьяна Богданович, племянница Короленко и жена моего сотоварища по редактированию "Мира Божия".
Взволнованным, умоляющим голосом она меня спрашивала: неужели и теперь Государственная Дума не станет во главе народного движения?
Неужели она не возьмет власти? Я имел тысячу оснований объяснить ей, что Думы больше нет и что я лично не хочу,
чтобы именно она взяла власть. Но разговоры о власти уже начались в полуциркульном зале, и я спешил туда, сказав ей только, что вопрос об этом поставлен и будет решен в связи с выяснением происходящего движения...
Я поздравил полк с победой, но прибавил, что предстоит еще ее закрепить;
что для этого необходимо сохранить единение с офицерством, без которого они рассыплются в пыль,
и воздержание от всяких праздничных увлечений. Наш праздник -- впереди. Прием был самый горячий, и офицеры остались довольны.
Конечно, тут действовала не столько моя речь, сколько факт прибытия к полку видного члена Государственной Думы.
Голос мой сильно пострадал от этого и других таких же усилий. ..
Но в помещении Думы еще предстояло устранить допущенную Родзянкой двусмысленность. Временный комитет существовал независимо от санкции председателя, и также независимо он, а не председатель наметил состав Временного правительства. Не он, а князь Львов должен был это правительство возглавить, а не "назначить". Роли блока, председателя и намеченного премьера были определены окончательно -- как и решение династического вопроса. Оставалось лишь выполнить намеченное. Но как примирить это с позицией председателя, поддержанной нашим же признанием роли Думы как учреждения? Это оставалось тревожной задачей, которая должна была быть разрешена немедленно -- до приезда князя Львова. А Родзянко явно тянул и колебался, в очевидном расчете нас как-то перехитрить. ..
Родзянко остался вне власти. Но он продолжал быть председателем Думы, не распущенной, а только отсроченной царским указом.
О н пытался считать Думу не только существующей, но и стоящей выше правительства. Но это была Дума "третьего июня" -- Дума,
зажатая в клещи прерогативами "самодержавной" власти, апрельскими основными законами 1906 г., "пробкой" Государственного совета,
превратившегося в "кладбище" думского законодательства. Можно ли было признавать это учреждение фактором сложившегося положения?
Дума была тенью своего прошлого. К тому же срок ее избрания наступал в том же году. Временное правительство потом решило выдавать
до этого срока содержание депутатам и не возражало против созыва председателем ее наличного состава...
Я вышел к толпе, наполнявшей залу, с сознанием важности задачи и с очень приподнятым настроением.
Темой моей речи был отчет о выполненной нами программе создания новой власти. Слова как-то нанизывались сами собой; по окончании речи
я ее записал и отдал журналистам. Речь была напечатана в очередных выпусках газет -- и, увы, отметила исторический этап, который,
в свою очередь, уже уходил в прошлое... Среди большинства слушателей настроение было сочувственное и даже восторженное.
Но были в публике и принципиальные возражатели. Передо мной здесь митинговали левые.
И с места в карьер мне был поставлен ядовитый вопрос: "Кто вас выбрал?" Я мог прочесть в ответ целую диссертацию. Нас не "выбрала" Дума.
Не выбрал и Родзянко, по запоздавшему поручению императора. Не выбрал и Львов, по новому, готовившемуся в Ставке царскому указу,
о котором мы не могли быть осведомлены. Все эти источники преемственности власти мы сами сознательно отбросили. Оставался один ответ,
самый ясный и убедительный. Я ответил: "Нас выбрала русская революция!"
Эта простая ссылка на исторический процесс, приведший нас к власти, закрыла рот самым радикальным оппонентам. На нее потом и ссылались как на канонический источник нашей власти. Но тут же надо было оговориться. "Мы ни минуты не сохраним этой власти после того, как свободно избранные народом представители скажут нам, что они хотят на наших местах видеть людей, более заслуживающих их доверие". Увы, до этой минуты -- Учредительного собрания -- нам не удалось установить преемства нашей власти: она размельчалась столькими дальнейшими переменами и приспособлениями, пока не потонула в новом перевороте. ..
Ну и два месяца спустя
Постановка на очередь вопроса о министерском кризисе выпала на долю князя Львова и была сделана им в том же заседании 21 апреля с Исполнительным комитетом [Совета] о котором говорилось выше. Насколько помню, меня она застигла врасплох, так как переговоры за моей спиной оставались мне неизвестны. К тому же князь Львов внес свое предложение, по своему обычаю, в нерешительной и факультативной форме. Он не собирался, конечно, подобно Керенскому, использовать кризис для себя лично, и спорить с ним можно было только на принципиальной почве, что мне и пришлось сделать в ближайшие же дни. ..
В заседании 21 апреля князь Львов прямо начал с заявления: "Острое положение, создавшееся на почве ноты 18 апреля,
есть только частный случай. За последнее время правительство вообще взято под подозрение. Оно не только не находит в демократии поддержки,
но встречает там попытки подрыва его авторитета. При таком положении правительство не считает себя вправе нести ответственность.
Мы (я исключаю себя из этих "мы". -- П.М.) решили позвать вас и объясниться. Мы должны знать, годимся ли мы для нашего ответственного поста
в данное время. Если нет, то мы для блага родины готовы сложить свои полномочия, уступив место другим". Князь Львов обращался здесь
не к тому учреждению, которое дало нам полномочия. Исполнительный комитет был партийной организацией и не представлял "воли народа",
перед которой "мы" должны были склониться. Правда, еще меньше представлял ее временный комитет Государственной Думы;
но мы на него и не ссылались, если не считать Родзянку. Если уже ставить кабинетный вопрос "в данное время",
надо было обратиться к мнению страны; но как она могла выразить свое мнение?
Страна, как известно, свое мнение на этот счет выразила.
Для справки. Князь Пожарский 6-7 ноября (по новому стилю) 1612 в годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции (минус триста пятую) взял Кремль. 17 январе 1613 (по Новому стилю) в Москве уже работал Земский Собор.
Выборы в Учредительное Собрание прошли через 8 месяцев после Февральской революции. А санкция Петроградского Совета для существования правительства требовалась уже в апреле.