Опыт изучения современной мифологии.

Из существующего предисловия к ненаписанным запискам

 

                                                Юлия Чухлома

 

 

 

                                              Я облачаюсь для служения мертвому богу

 

                                                                                         Сент-Экзюпери

 

Мы живем в необычную эпоху. Вообще-то мир менялся всегда. Про последние три тысячелетия мы это можем сказать уверенно, а что было раньше мы как-то уж совсем не знаем. Менялся и в хорошую сторону и в плохую. В хорошую чаще медленно, а плохую -- обычно быстрее, чем того хотелось бы наблюдателям.

 

 И у людей всегда были споры о добре и зле. Например то, что было прекрасно для умелого, честного, красивого и отважного воина Чингиз-Хана, не всегда было приятно оказавшемуся на его пути крестьянину или горожанину. И наоборот.

 

 В веке XIX изменения шли с необычной скоростью, и его конец заметно не походил на начало. Но сейчас мы охвачены какой-то перманетной революцией и перестали понимать, что происходит вокруг нас, что будет в прошлом и что было в будущем. Вроде вокруг неудержимый прогресс, а жизнь не лучшает; вроде Россия приобщается к цивилизации, но происходит это путем исчезновения признаков цивилизованности; вроде явь становится бредом, но ведь и бред становится явью. Кто-то верит, что истинное положение вещей известно Хранителям записей всех телефонных разговоров, кто-то думает что всеведущи международные благотворители  родом из Саудовской Аравии или труженники фонда "Открытое общество"...

 

В любом случае, авторша данных записок не всеведуща. Но она надеется чего-то разумное сказать. Как будто, среди многого, мы наблюдаем торжество какой-то новой мировой религии, ее носители чаще всего называют себя "либералами", поэтому и религию разумно называть либерализмом. Опять-таки, собственно классический либерализм входит в число ее "трех источников и трех составных частей", так что термин допустим. Кому-то может показаться странным употребление слова "религия", чаще говорят об "идеологии". Но сами классики либерализма отмечали, что ныне идеологии играют роль религии, в общем вопрос этот -- филологический. Как и любая религия, либерализм включает в себя догматическую, мифологическую, научную и технологические части, а также кодекс праведного поведения.

 

Тут опять кто-то может удивиться: откуда в религии наука и технология? Ну, скажем, представления о человеческой природе в христианстве были в целом научными (т.е. основывались на действительном и глубоком знании). С другой стороны работники христианского "идеологического аппарата" владели многими эффективными прикладными технологиями, от ловли душ человеческих до лечения психиатрических заболеваний. О существовании в христианстве догматики, мифологии и кодекса поведения большинство из нас когда-нибудь слышали. Из многих ликов либерализма меня интересует лишь два: догматика и мифология.

 

 Сразу отмечу, что я лично либерализм не исповедую. В связи с этим мне могут быть приписаны цели, коих я не имею. Поэтому сразу оговорюсь.

 

Во-первых, человек, изучающий мифы, не занимается их "разоблачением".

 

Во-вторых, меня по минимуму интересует "политика" и совсем не интересует "экономика"; я тут не компетентна. История же меня интересует. По понятным причинам. Лицом к лицу лица не увидать

 

В третьих. Большинство наших людей склонны видеть в нашем русском либерализме западный продукт. Я же считаю его преимущественно результатом самостоятельного (хотя и нетворческого) развития. И склонна видеть в современной России хоть и липовую, но пламенную твердыню либерального фундаментализма.

 

Закончу введение словами Уайтхеда:

 

" Анализируя философию эпохи, не стоит обращать внимание на те идейные конструкции, которые их сторонники выдвигают и отстаивают в отчетливо эксплицитной (explicit) форме. Под ними кроются некоторые фундаментальные предпосылки, которые неосознанно разделяются сторонниками самых разнообразных систем данной эпохи. Некотороые из этих предпосылок кажутся столь очевидными, что люди не подозревают об из существовании, поскольку иной способ представления вещей даже в голову не приходит. В рамках данных предпосылок оказывается возможным определенное количество типов философских систем, и эта группа концепций образует философию эпохи."

 

 Автор, пишущий о своей эпохе, -- сам человек эпохи, и это накладывает очевидные трудности на решение поставленной задачи. Усложняется она и определенными чертами именно современной религии, о которых подробно пойдет речь ниже.

 

С другой стороны я видела поздний большевизм, его крах, большие надежды и их крах, 15 лет моталась между Россией и Западом, на разных сценах меняла роли актера и зрителя, и на все скользившие мимо меня миры старалась глядеть внешним взглядом естествоиспытателя. Пытаясь сохранить его, я и приступаю к этим запискам.

Hosted by uCoz