Encoding С1251 Back

Москва-Пиза. 1991

Наша страна в очевидной исторической ловушке, начались разные соответствуюшие такому прискорбному моменту дискуссии. Среди прочего к нам начали являться живые и мертвые призраки героев Перестройки и ранней Демократии (которая так и осталась вечно юной, перейдя в октябре 93 года в рафинированный олигархический либерализм).

Я по этому поводу извлекла из ящика старую дискетку с файлами моих e-mail-ов весны 91 года из Италии. В определенном смысле, написанное ниже не имеет значения. Те люди 91 года боролись и добились, чего хотели. Ни один из них не раскаивался в том, что лично он сделал. Победителей не судят. Багровое солнце позора за нашей садится спиной. Не за их спиной, а за нашей. И за спиной некогда великой страны, которая уходит в историю.

Я хотела было изложить содержание писем более связно, но поняла, что лучше уже не выйдет, тем более, что я многого не помню, а о многом думаю иначе. Ну, вообщем, записки побежденной. Памятник времени.

---------------------------------------------------------------------

Привет. Я в Пизе!

Описываю свой позавчерашний день.

Первый сюрприз меня ждал в Шереметьеве на таможне. С самой таможней проблем не было, проблема была в том, чтобы к ней подойти. В Шереметьеве новый порядок. Добры молодцы в ОМОНовской форме прогуливались в пустом пространстве между таможней и барьером и никакого к этой самой таможне не подпускали. Сначала граждане по привычке пытались строиться в очередь. Это им было удалось, но беда была в том, что никого из очереди за барьер все равно не пускали. От очереди вскоре не осталось и следа, а перед барьером кишела единая ревущая толпа. Временами чинно прохаживавшийся страж порядка выкрикивал, что-нибудь вроде: "Два человека на Нью-Йорк". Несколько десятков жаждущих бросались к барьеру, но счастливых мест было только два... "Три человека на Париж..." -- и несчастные, направлявшиеся в Нью-Йорк, оттирались не более счастливыми, следовавшими на Париж. До рейса на Рим оставалось минут двадцать. Какие-то люди со смуглыми слегка квадратными лицами (румыны? молдаване?) с отчаянием кричали "Рома! Рома!". Их дальнейшая судьба мне не известна. Мы с попутным завом кафедры пробились....

Отстояв в Риме час на паспортном контроле и обменяв деньги в банке "Святого духа"(10 процентов комиссионных), мы с завом (направлявшимся в Неаполь) подошли к выходу с аэропорта. Зав (он был в Риме полгода назад) сообщил, что можно ехать до вокзала "Roma terminale" на метро (это как-то иначе называется), а можно -- на автобусе. Когда дошли до автобуса, то узнали, что он 3 месяца назад отменен. Ладно, потащились на метро. Доехали до станции "Пирамида" (ударение на первое "а"), там пересадка. Идем на пересадку. Проход закрыт, линия метро не работает. Нам советуют идти на автобус: туда-то и туда-то. Увы! и автобус не работает. Кто-то показывает нам другую остановку. Стоим. ждем. Через 15 минут подходит человек, молча берет остановку и уносит. Чего только мне не приходилось видеть в совдепии -- а автобусных остановок у меня из под носа не уносили ни разу...

Зав бурно беседует с итальянцами, чего-то разумеет, мы тащимся на близлежащую площадь, разыскиваем на ней вывеску автобуса и (как дураки) становимся под ней Итак Рим (Рим это не Москва). Два часа дня. Вертикальное солнце. Асфальтовая площадь, ни единой травинки. Мы по очереди становимся в куцую тень, отбрасываемую фонарным столбом. Вокруг коричневые дома с маленькими-маленькими окошками. (я так представляла себе берберские поселения). Вид оживляется вывешенными из окон простынями.

Проходит полтора часа. На остановке постепенно собирается изрядная толпа, состоящая из разных иностранцев. Ура! Автобус, стоявший, все это время на той же сковородке, трогается с места и подъезжает к нам. Все садятся. Проходит 20 минут (не надо воображать, что в автобусе был кондиционер). Ура! Раздался страшный грохот, мотор заработал. Проходит еще минут десять. Мотор работает, автобус затягивается выхлопными газами. По звукам это начинает напоминать автобус, который не может сдвинуться с места на ледяной горке (как ты наверно догадываешься, в Риме в июне с ледяными горками плохо).

Водитель уходит и вскоре приводит другого мужика с железным прутом стандартной формы. Тот долго возится.... Поехали!

Продолжу потом...

Пока -------------------------------------------------------------

Тань, привет

Нет, наша демократия из Москвы выглядит немножко не так, как из Америки. Как ты, надо думать, слышала, мы возвращаемся к общечеловеческим ценностям.

"Сжигай то, чему поклонялся, поклоняйся тому, что сжигал"

Звучит красиво и привлекательно. А мне не нравится.

Последние 70 лет наши Вожди утверждали (и, думаю, верили), что действуют в общечеловеческих интересах. Разве в течение Брежневской эпохи интересы Страны не приносились в жертву этим самым общечеловеческим ценностям (в том смысле, в котором их понимали тт. вроде Суслова)? Так что мы уже давно "обращенные", а сейчас мы лишь меняем одни общечеловеческие ценности на другие, быть может, столь же общечеловеческие.

Очень недурная картина получается, если попытыться написать список проповедников "общечеловечности". Есть люди, которые за правильность излагаемых идей особенно ценятся интеллигенцией и общественностью вообще. Голоса этих людей громче всего слышны со страниц передовой печати.

Попытаюсь написать этот список не как список людей или деятелей (меня сейчас не интересуют индивидуальные черты, даже если они есть, а по-моему их и нет), а как выборку, подлежащую статистической обработке как у нас на матметодах, (чтобы этой мымре Судариковой пусто было!). Мне интересен социальный состав проводников передовой идеологии.

Коротич Виталий --- главный редактор знаменосца демократии журнала "Огонек". В 70-ые годы один из 4-5 наиболее высокопоставленных журналистов-международников, т.е. людей, чьими глазами мы должны были видеть "вражеский Запад". Автор проникновенной антиамериканской книги (в прошлом).

Яковлев Егор --- главный редактор второго ударного издания демократии "Московские новости". В прошлом - видный ученый, исследователь творчества В.И.Ленина

Афанасьев Юрий --- историк (к сожалению его исторических работ никто не видел, по-видимому, из скромности он не спешит нас с ними ознакомить). Ректор историко-архивного института.

Попов Гавриил --- декан экономического факультета МГУ, главный (?) редактор журнала "Вопросы экономики".

Волкогонов --- директор Института Военной Истории, генерал КГБ.

Арбатов --- академик, директор Института США и Канады

Бунич Павел --- член-корреспондент АН СССР по экономическим наукам

Шаталин --- академик экономических наук

Никонов --- сельскохозяйственный академик по экономическим наукам

Заславская Татьяна --- академик по социологическим наукам

Гайдар Егор --- зам гл. редактора всеми нами любимого журнала "Коммунист", чуть раньше член каких-то комиссий при Политбюро

Шмелев --- ярких должностей не известно, кажется как-то связан с идеологическим отделом ЦК.

Собчак Анатолий --- доктор юридических наук

Старовойтова Галина --- представляется как "специалист по межнациональным отношениям"

Явлинский Григорий --- ярких должностей не известно, экономист. Штатный гений.

Сахаров Андрей Дмитрич (ныне покойный) --- знаменитый физик, знаменитый диссидент

Федоров Святослав --- директор Института глазных болезней

Травкин Николай --- передовой бригадир Брежневской эпохи

Кроме перечисленных людей есть три представителя высшего партийного руководства, которых принято считать особо порядочными и прогрессивными.

Ельцин --- кандидат в члены Политбюро, бывший князь Свердловский, впоследствии Московский

Шеварнадзе --- министр иностранных дел, долгое время Князь Грузинский

Яковлев Александр --- секретарь ЦК КПСС по ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, член Политбюро (держится в тени).

Кажется, я старалась честно написать список. Были еще несколько попутчиков, которые ныне из передовых людей отставлены:

лично Михал Сергеич (теперь главный злодей),

Медведев Рой - нетрадиционный диссидент коммунистической ориентации.

Гдлян и Иванов --- следователи по особо важным делам.

Кажется их можно с чистой совестью из статистики исключить.

О своих давешних похождениях. Я прервалась, когда автобус поехал. И вот, не могу сказать, чтобы счастливые, мы на Roma terminale. Зав больше не попутный, он в Неаполь. Мне ж в другую сторону. Теперь я в одиночном плавании. Покупаю билеты на Пизу. С некоторым трудом разыскиваю в расписании нужный поезд и направляюсь на нужную платформу (номер 14). До поезда час. Сажусь на скамейку. Народ постепенно скапливается.

Минут за двадцать до отхода поезда толпа, срывается с места и устремляется к началу платформы. Спрашиваю, что происходит. Оказывается, что поезд отходит с платформы (binario) 1. Я со своим чемоданчиком поспешаю за ними, по дороге изучаю световое табло и убеждаюсь в истинности события. Но на Binario 1 оказывается пусто. "Поезд на Воркутю" все же отправлялся с 14 "путю". Ну, разумеется, я - русская женщина -- успела добежать обратно.

На середине моего 4-часового пути в Пизу в купе вошел контролер. Он осмотрел мой билет, и лицо его просияло. Как будто он всю жизнь мечтал увидеть именно меня, и наконец его надежда сбылась... Я, не разделяя его чувств, поняла, что с меня хотят содрать штраф. Оказалось, что к билету полагалась еще какая-то доплата, которую мне почему-то не продали вместе с билетом. Ссылки на то, что я иностранка и не знаю порядка итальянских железных дорог, не помогали. Я сказала, что у меня нет итальянских денег (что соответствовало истине), и начала махать австрийскими тугриками - у меня они остались от Вены (разумеется я не говорила, что я из России). Контролер ответил, что ему нужны именно итальянские деньги. Люди везде люди, и контролеров везде любят одинаково. Соседи по купе меня отбили. Какая-то девица вынула из кармана доплату (у нее почему-то оказалась лишняя) и дала ее мне. Опечаленный контролер пошел восвояси.

И вот станция Пиза. Поезд замедляет ход. Передо мной снова вырастает сияющий джентльмен. Моя спасительница сошла в Ливорно, а ее доплата была тоже до Ливорно. Он меня ждал... Увы! Я не оправдала его надежд... Но какая-то мелкая итальянская деньга (меньшая, чем рассчитывал он, но безусловно большая, чем хотелось бы мне) осталась у него в зубах.

На этом мои приключения в тот день почти кончились. Оставалось пройти с чемоданчиком 3 километра по Пизе и поселиться в гостинице "Виктория" на берегу славной реки Арно. Из русских рек она более всего напоминает Яузу. И хотя Яуза раза в три уступает Арно по ширине, но значительно превосходит ее по чистоте.

Ключ от моего номера в гостинице почему-то имел ровную прямоуголоьную бородку. Я еще подумала, а какой бы мог быть ключ от других номеров. Едва успела распаковаться, как услышала, что в замке поворачивается ключ. Далее раздался непонятный мне женский возглас на неизвестном мне языке, а потом снова раздался звук поворачивающегося ключа.

В этих бородках есть что-то провоцирующее. Я вышла на улицу к дверям гостиницы позвонить по телефону, увидела молодого человека, избивающего автомат, видимо на предмет возвврата опущенных в него денег, и пошла обратно. Вернувшись, сунула ключ в замок и повернула его. А этажом я ошиблась. Обитатель комнаты, в свою очередь, имел возможность услышать непонятный (я надеюсь) возглас на неизвестном ему языке.

Как день сплава по горной реке...

Пойду на квартиру.

---------------------------------------------------------------------

Привет

Возвращаюсь к общечеловеческим ценностям.

1. Мы боремся с коммунизмом.

В списке есть лишь один диссидент, да и тот покойный. Голосов других диссидентов не слышно. Они либо невыносимо скучны, либо (Солженицин, Шафаревич, Максимов, Зиновьев) ныне (как и ранее) говорят что-то противоречащее требованиям времени. Совсем выключать их голоса неприлично, но их действительно никто не слушает.

Итак в нашей современной победоносной "борьбе с коммунизмом" людям, действительно с ним боровшимся, места нет.

2. В списке присутствует лишь один директор (я не имею в виду директоров высших идеологических учреждений). Единственный дееспособный на сегодняшний день слой в стране из нашей политики исключаетя.

3. Все остальные -- это Савлы, строем обратившиеся в Павлов. Из 18 перечисленных лиц (не считая членов Политбюро) 14 являются партийно-идеологическими работниками, а 11 из них -- виднейшими идеологическими работниками.

Ежу ясно, чтобы стать директором идеологического учреждения, нужны были заслуги определенного рода, и заслуги не малые. Сейчас кое-кто из них говорит о том, что в оны годы испытывал те или иные жизненные трудности. Конечно, это правда. Конкуренция была большой и достойных людей было много. Но чины свидетельствуют, что заслуги много превосходили трудности.

Еще. Академический чин в естественных науках и в экономических науках --- вещи разные. Для получения этого чина в естественных науках (в 60-70 годах), кроме организационных способностей (или родственных связей) обычно были необходимы те или иные научные заслуги. Во всяком случае уважение, которое оказывалось чину естественно-научного академика АН СССР, в общем, заслужено. Но экономическая наука в СССР была условной. Экономика была, и была весьма сильной. Но она была делом не ученых, а практиков-хозяйственников. Как говорится, бывает "государь", а бывает "милостливый государь". И звучит почти одинаково.

Можно поверить, что отказ от идей коммунизма со стороны этих людей является искренним. Может они в них и не верили. Лет десять назад всех нас тошнило от того, что говорили они и их коллеги. Они тоже люди, и их тоже должно было тошнить от самих себя. Может я слишком злобна и обладаю излишне живым воображением, но перед моими глазами так и предстает партийный агитатор, который в свободное от исполнения прямых обязанностей время изучает сочинения своих западных коллег по той же профессии (им-то они были доступны).

Надо отдать должное этой публике. Они оказались блестящими мастерами создания общественного мнения (хотя, если принять гипотезу о едином руководстве (держащемся в тени) у коммунистической и антикоммунистической печати, их нелегкая задача все же упрощается (кажется, лишь недавно, "Советская Россия" вышла из под единой власти). Ужас в том, что эти люди претендуют на руководство обществом, и во многом его уже достигли. И еще беда, что кого бы они ни хотели осчастливить, себя, нас или человечество, ни в чем, кроме обработки мозгов, они ничего не понимают. Страшно себе представить, куда это заведет, если они победят, а дело идет к этому. Я поглядев на Первый Съезд Народных Депутатов, перешла из эйфории в состояние ужаса.

А все мои знакомые, начиная с того же съезда, оказались тоже в ужасе по противоположной причине: а вдруг демократы не победят.

Я по нынешним временам полная мракобесочка, из моих знакомых мракобесы -- лишь Сумеркин и Рыболовлев. Сумеркин уверяет, что Горбатый -- второй Керенский, и что это вот-вот кончится. И по пьяни говорит, что для русских построят резервации и развясят там иконы богоматери. А Рыболовлев еще на что-то надеется.

P.S. Мои описанные выше приключения были еще не совсем концом. В гостинице я останавливалась на один день, оплачивал университет, дальше я переселялась на квартиру. Кстати, там, на квартире, классно, совмещенные удобства под крышей вверх по лестнице, которая при увлажнении становится изумительно скользкой. А в окошко переулок и - простыни, простыни, простыни.

А тогда (наутро по приезде) я взяла чемоданчик, вышла на набережную, и направилась к Университету. Светило Солнышко, сзади раздавались какие-то крики, явно не имевшие ко мне никакого отношения... И тут кто-то схватил меня за рукав. Оглядываюсь. Растянувшись цепочкой вдоль набережной, за мной бежал весь персонал гостиницы. Мне энергично, но вежливо объяснили, что я ушла, не заплатив. "А разве Университет за меня не заплатил?" "Нет". Извинившись и оставив в залог чемоданчик, я отправилась разбираться... В университете встретила Равинсона (уехал 10 лет назад), он дал в долг, я пошла, выручила чемонданчик.

Равинсон объяснил, что случилось с моим билетом. Тут есть такие поезда Intercity, на них надо докупать доплату. А автобусных остановок у него из под носа ни разу не уносили. Видать я такая везучая. Пока

----------------------------------------------------------------------

Продолжаю.

Да, мы сжигаем то, чему поклонялись, поклоняемся тому, что сжигали. Вся Советская эпоха была беспросветным мраком. Все, чем люди жили, было полной чушью. Сжечь надо все.

Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем (посмотрим)
Похоже, что некоторые особенно полезные для общества вещи типа идеологического аппарата предполагается сохранить..

Итак пути всего человечества по-прежнему (как нас и учили, едины) едины: первобытно-общинный строй, феодализм, капитализм. Вносится небольшое изменньице: социализм отменяется. Мы однако по-прежнему победно маршируем в светлое будующее. Так сказать

Кругом, марш!!
Следующий любопытный момент. Не только направление марша, но и мельчайшие детали организации передвижения очевидны, и обсуждению не подлежат. На марше должны оттягивать носки так, как "во всем цивилизованном мире". В крайнем случае надо спросить какого-нибудь западного сержанта, он без труда нам все объяснит, а мы все выполним.

Любопытно что и здесь мы видим продолжение до боли знакомой идеи: думать не надо; все за нас продумано товарищами Марксом--Энгельсом--Лениным и ныне здравствующим генсеком.

Мракобес Шафаревич (которого по мнению нашей передовой общественности, так же, как и Эйнштейна, следует исключить из Академии) высказал гипотезу, что в основе коммунизма лежит желание человека отказаться от своей индивидуальности, а также желание ее подавить в других. Идея в любом случае требует продумывания. Любопытно, в данном случае этот комплекс подавления индивидуальности проявляется совершенно отчетливо. В течение 1000 лет Россия была вполне яркой и своеобразной цивилизацией. Кстати в Европе последние 200 лет в этом мало кто сомневался (кроме конечно западных коллег наших идеологических работников). Оказывается, что эти 1000 лет были досадной ошибкой. Мы должны за 2 года перевоспитаться и стать "как все люди".

Наше скорейшее перевоспитание есть мессианский долг российской демократии.

Слова "весь цивилизованный мир" и "во всем цивилизованном мире" (мы в него не входим) произносятся без конца и на все лады. Это загадочный объект природы, который мало кто в России видел, и почти никто не видел большего, чем наружные витрины. Этот объект однако обладает всеми свойствами, которые понадобятся впредь. Сам этот мир абсолютно однороден (опять тот же комплекс подавленной индивидуальности) и устроен чрезвычайно просто. В действительности Западный Мир есть военно-политический и экономический союз трех цивилизаций (Европа, США, Япония). Каждая из этих цивилизаций заслуживает уважения, но похоже, что эти три цивилизации глубоко различны. Более того, разные Западно-Европейские страны достаточно сильно различаются между собой.

В конце концов, можно было бы переделать себя и попытаться стать "западными людьми". Но занимаясь строительством у себя "Западного мира", мы строим фантом, в природе не существующий.

Если идея учиться у соседа безусловно правильна, то идея построить общество, идентичное соседскому, представляется опасной. Во-первых, сомнительно, что начав строить общество по какому-то проекту, мы получим то, что нам хотелось бы. Это ни у кого никогда не получалось, ни у нас, ни на Западе. Об этом можно было бы долго говорить, но есть еще одно крайне неприятное обстоятельство. Мы все помним, что существовало по крайней мере три версии социализма: радужные картины газеты "Правда" и Советского телевидения, социализм в описании западной пропаганды и жизнь, которая нас реально окружала. Как мы все понимаем, при всей важности и разработанности первых двух версий, к третьей версии они имели слабое отношение. Точно так же существовал

(1) западный капитализм в изображении Советской пропаганды со всеобщей нищетой и унижением человека.

По прежнему, существует

(2) капитализм, описанный Западной пропагандой. По-видимому, кроме этих двух в корне различных общественных системы, существуют еще две.

(3) То, что есть на самом деле

(4) Система, которая была бы описана западными политиками, если бы они честно попытались бы ее описать. Дело в том, что не совсем понятно, зачем людям, много знающим, говорить то, что они знают, а кроме того могут быть веские причины, по которым этого говорить не следует (и их не надо за это осуждать). Поэтому капитализм - (4) скорее всего отличается от капитализма (2). С другой стороны задача адекватного описания действительности, а тем более такой загадочной вещи, как основы жизни общества вообще не тривиальна. Кроме того по чисто психологическим причинам описатель забудет сказать очень многое из того, что для него само собой разумеется и будет выпячивать какие-нибудь объективно спорные моменты, которые лично описателю кажется очень важными. Поэтому капитализм-(3) скорее всего в корне отличен от капитализма-(4).

То что собираются строить у нас, есть творческое сочетание капитализма (2) с капитализмом, описанным Карлом Марксом (т.е. с одной из форм капитализма-(1)). Возможность получения из этого капитализма-(3) в его европейских формах кажется мне сомнительной. Скорее всего получится химера в истории еще не виданная, с возможностью эволюции к Нигерийскому варианту капитализма-(3).

Присутствие капитализма-(1) в наших прожектах и, хуже того, делах, очевидно. Например, четко присутствует марксистская идея о преступности капитализма. Только теперь это хорошо, а не плохо.

Следующая черта, общая с марксизмом -- это высший критерий прогресса. А именно основная цель человеческого существования, определяющая все общественные институты есть развитие экономики. В этом месте в маркисзме присутствует моралистический элемент, а именно там целью социалистической революции является освобождение низших классов общества. Объективная неизбежность этого объясняется тем, что капитализм начал тормозить развитие производительных сил. Что главное в этом месте в марксизме -- моралистический элемент или объективистский, понять трудно. Что касается современного демократического движения, то моралистический элемент марксизма полностью исчезает, а остается лишь лишь развитие экономики и свободного рынка как высшей человеческой ценности. То, что экономика в свою очередь зависит от многих непроизводственных явлений, в рассчет не берется. Например деятельность Кулона и Фарадея едва ли была как либо связана с экономикой м политикой, тем не менее их влияние на будующую экономику было более важным, чем сочинения всех политэкономов всех времен и народов вместе взятых). Можно назвать и разных других неэкономических персонажей ( хотя бы Исус Христос).

Я уже назвала следующую забавную деталь -- это идею чрезвычайной простоты разумного общественного устройства. Эта деталь также многократно отмечалась при обсуждении социалистических движений начала века, и в качестве существенной тенденции (одной из тенденций) присутствовала в течение всего социалистического периода.

Другая идея имеет имеет некоторое отношение к марксистскому фатализму, но в чем-то противоположеа. Это идея о том, что благополучие в обществе наступает само собой без всяких сознательных усилий с чьей-либо стороны. Оно возникнет само собой, если люди будут стремиться к собственному благосостоянию. Задача правительства -- этому не мешать. То, что во всех реально существовавших системах были люди, ставившие себя на службу обществу, и отдававшие ему все свои силы, а часто и жизнь (к сожалению, последнее необходимо сейчас так же, как и раньше, хотя может не в той степени, как в иные времена; к сожалению, не от нас это зависит) значения не имеет. Интересно, почему же человеческая история не была наполнена всеобщим процветанием, если секрет благополучия столь прост.

Не содержится ли в этом обещания ничего не делать для страны в случае прихода к власти?

Происхождение этой идеи на самом деле понятно. С одной стороы при социализме уж через чересчур требовали служить обществу, причем именно так, как начальству угодно. С другой стороны как серые массы, так и идеологические работники были уверены, что окружавшее их благополучие (боюсь нам представится возможность понять, что это было благополучие) происходило само собой, а не из-за того, что кто-то исполнял свои обязанности.

Пока

Юля

P.S. Был такой короткий детский фильм "Индийские йоги. Кто они?" В класс приходит новичок в чалме. Он поднимает руку, встает, отвечает на вопрос учителя. За это время ему на сиденье кладут кнопку. Новичок спокойно садится. Во время следующего ответа кладут несколько кнопок. Потом засыпают все сиденье.

После урока восхищенные однокласники подходят к новичку:

-- "Как это удалось?"

-- "Все дело в чалме"

-- "Можно попробовать?" --

-- "Можно"

Следует живописная сцена...........

-- "А да, я совсем забыл, чалма без вот этого не действует" -- сообщает новичок, извлекая сковородку из-под штанов

P.S. К предыдущему

В понедельнике, который начинается с субботы, есть путешествие героев в описываемое будующее (т.е. в будующее из начно-фантастических романов). Стоит группа людей в пиджаках и галстуках и провожает в космос ракету. Их одежда упомянутыми предметами ограничивается. "Почему?" -- "Остального романисты не описывали"

Когда герои рассказывают о своем путешествии, один из слушателей бросает реплику: "Было бы куда интереснее совершить путешествие в описываемое настоящее"

Ох, как бы нам на своей шкуре не убедиться в том, что одежда человека не ограничивается галстуком с пижжаком или туфлями на шпильках и сумочкой через плечо.

P.S. На Пушкинской площади открыли Макдональдс. Туда километровая очередь. Папуасы за стеклянными бусами.

P.S. Посетила учреждение под названием квестура Посетила учреждение под названием Квестура (как у Тита Ливия, (как у Тита Ливия, квесторы, преторы, консулы, центурионы, курульные эдилы). Здесь должны регулярно отмечаться все иностранцы. Ежели у тебя на выезде из Италии не окажется бумаги от квесторов, то дальше ты попадаешь в компьютер со всеми вытекающими последствиями. На входе в учреждение стояла толпа инострани, преимущественно не белой. Открытие учреждения сопровождалось обычным энтузиазмом по поводу того, кто станет в очередь первым. Впрочем все окончилось быстро, я прошла минут за сорок. Непосредственным заполнением бумаг занимаются -- не знаю как их назвать -- весталки, столь же вежливые и предупредительные как наши ОВИРовские барышни, и похожие на советских коллег даже внешне. Впрочем все обошлось без приключений

На какой-то площади видела набор стрелок Polizia municipale, Polizia stradale, Polizia fiscale, Carabinieri. Как у трех богатырей. На все вкусы.

P.S. Италия --- замечательная страна. Бардак -- не хуже, чем в России. Лица -- тоже как в России. Черноволосые итальянки -- измышление русских художников. То есть их можно найти, если поискать, но просто так не видно (какая-то здешняя киргизка объяснила мне, что такие живут к югу от Рима, а к эгу от Рима, по ее мнению -- не Италия; ей виднее). В толпе чувствую себя как дома, во всех других странах мне было очень неуютно. Почему -- понять не могу.

P.S. Кстати, за мной сегодня снова была погоня, когда я решительно вошла в университет -- по-видимому, как за представительницей древнейшей профессии. По счастью, у меня был с собой паспорт, и я предъявила ретивым стражам афишу у них за спиной с моей фамилией (в здешних краях не частой).

P.S. Библиотека тут отличная. Комнаты заполнены книгами почти полностью. А стеллажи ездят вдоль комнаты, ты крутишь штурвал -- он едет. Покрутишь, покрутишь -- сделаешь себе проход и смотришь книги. Времена раздаются вопли.

-----------------------------------------------------

Привет

Башня, башня. Жалко мне башню, что она падает. Говорят, когда-нибудь упадет. Конечно, Пиза не была бы столь знаменита, стой эта башня прямо, (да и турья вокруг было бы поменьше).

Я не большай умелица по части архитектурных описаний, но piazza Duomo (они ее также бесвкусно называют piazza dei Miracoli(Miracles)) d cfvjv удивительна. Огромный собор, огромная башня и огромная крестильня (XI--XII вв), поражающие даже как инженерные сооружения (правда башня, как известно, была сооружена средневековыми строителями на редкость плохо и уже 800 лет как падает). Все это ни та что не похоже, сам главный собор кажется мне скорее языческой постройкой, однако она превосходит чуть ли не все христианские. Можно часами рассматривать его с разных сторон и при обилии самых разных архитектурных деталей поражает удивительная точность каждой детали в отдельности и всех их мыслимых сочетаний. Поражает также отсутствие малейшего перебора, удивительно также, что на любой точке ты можешь надолго остановить взгляд (Обычно бывает, что при обилии украшений создается впечатление роскоши, но при попытке рассмотреть подробности взгляд скользит по поверхности, как будто любая точка его отталкивает).

Еще в городе есть церковь Мария де ла Спина (заноза) на набережной, очень маленькая (меньше трехэтажного дома). Отделка очень замысловатая, но опять-таки абсолютно точная. По духу она чем-то напоминает русские квазибарочные церкви (типа Нарышкинского, Великоустюжского или Тотемского стиля).

Все внутреннее убранство из нее было похщено несколько лет назад, но сама церква-то стоит.

Возвращаюсь к общечеловеческим ценностям. Итак, мы отказываемся от того, что сейчас модно называть "тоталитаризмом". На первый взгляд кажется, что тогда

во-первых, следует освобождать заводы, заводики, производственные объединения, колхозы и т.п. от контроля государства и предоставить им ту или иную степень самостоятельности. В качестве крайне радикальной меры можно было бы отдать заводы в собственность неынешним директорам (с какой-либо долей трудовым коллективам). Это все непросто (например не все работают на заводах).

во-вторых, необходимо развивать местное самоуправление. Одним из наиболее непрятных свойств старой системы было то, что существование каких бы то ни было независимых организаций не допускалось; по этой причине общество сейчас абсолютно дезорганизовано, и производимый слом системы в условиях полной дезорганизации выглядит крайне опасным.

Замечательная особенность момента -- это то, что ничего в этих направлениях не делается. О местном самоуправлении не говорится ни слова. О предоставлении самостоятельности заводам поговорили, поговорили, ничего не сделали и продолжают ничего не делать. Более того, у заводов похоже изымаются даже те средства, которыми они располагали.

Вместо этого уже два года вместо существующей экономики создается несуществующая. Каким-то загадочным людям и группам людей выдаются огромные кредиты и предоставляется полная свобода действовать, не обращая внимания на существующее законодательство. Размеры этих кредитов, по-видимому, значительны (если верить цифрам, названным газетой "Правда", то вроде выходит, что размер кредитов за 89 год по Москве был близок к суммарной зарплате за тот же год по Москве). Если учесть, что финансы были дестабилизированы уже в Брежневское время, и далее продолжение ухудшалось, то такого рода деятельность должна была привести к полному развалу финансовой системы. У меня есть предположение, что этот развал отчасти является целью проводимой политики. В мае прошлого года премьер Рыжков предложил резко поднять цены. Казалось бы, что это необходимо было сделать в качестве хотя бы временной оздоровительной меры. Началась блестяще отрежиссированная атака демократической печати, которая объясняла, что это ударит по уровню жизни народа: "Нельзя перекладывать тяжесть кризиса на плечи народа!"(как будто пустые магазины не ударяют по оному "народу", и как-буд-то на что-то еще это можно переложить). Было такое впечатление, что передовые силы заинтересованы в развале финансов. Один из перечисленных выше апостолов демократии заявил по телевизору: "Но ведь нарушение финансового равновесия не во всех отношениях плохо". Может я говорю ересь, но по-моему передовые силы делают основную ставку на "теневую экономику".

Это трудно понять, но мы помним марксистское учение. Согласно марксистской теории новый господствующий класс должен созреть в недрах старого общества. Господствующим классом будущего должна стать буржуазия. Поэтому надо найти буржуазию внутри социалистического общества, а таковой являются теневики. С моей еретической точки зрения аналогом западного делового человека у нас является Директор завода. Но.... тут похоже у демократов возникают побуждения отнюдь не теоретического свойства. Если директора будут допущены к власти, то представителям собственно партийно-идеологического аппарата (т.е. демократическому движению) придется с властью расстаться. Наш приятель Рыболовлев уверяет, что основной предмет современной политической борьбы -- это превентивная атака партаппарата против директорского корпуса (для последних придумано даже специальное ругательство "номенкулатура").

Пока

Юля --------------------------------------------------------

Привет

Посетила здешний городской музей Святого Марка. На первом этаже по кругу вдоль стены лежат куски статуй. На них ценная информация -- инвентарные номера. Если этот обломок поместить куда-нибудь в европейский музей посевернее -- была бы гордость музея. А вверху собственно музей. Интересно... Оказывается тут века до двенадцатого было все как в Византии. Потом нашелся какой-то Дучче, который отклонился. Такой, то ли наш, то ли не наш. А еще тут в музее статуй Донателло. Никогда раньше не видела Донателло. И вообще такого не видела.

Продолжу выть на луну.

Самый тяжелый вопрос -- это вопрос национальный. Для меня это было неожиданностью, ясно что после развала Союза почти никто никогда не достигнет жизненого уровня 1980 года. Тем не менее сохранение Советского Союза по-видимому невозможно, и главным образом из-за демографического взрыва в Средней Азии и на Кавказе. Хотя эта причина вслух не произносится, думаю, что все верхние политики это понимают, и, в частности, это делает положение анти"демократической" оппозиции очень тяжелым. Для нормальных людей проблема состоит в том как разделиться со Средней Азией и не разделиться с Украиной. Но демократическое движение имеет иные проблемы.

Вместо того, чтобы сказать, что в эпоху 1917--1953 происходили общие беды для всех советских народов, демократы развернули бешеную антирусскую кампанию, цель которой -- объявить, что во всех бедах виноваты русские(хотя история русской революции делает этот довод сомнительным, раннебольшевистское государство было интернациональным по своей природе и антирусским по своей направленности). Точно так же если бы не русские, то все прочие народы Советского Союза жили бы, как в Америке (похоже им будет представлена возможность достичь американского уровня жизни).

Без конца повторяется тезис о террористическом режиме, который выселял целые народы. Разумеется этим выселениям нет никаких оправданий, но вообще-то по самым экстремистским оценкам за время Советской власти по национальному признаку было переселено (если не считать русских немцев) 1 млн. человек (много, но все при Сталине), а за 3 года демократизации только в Закавказье (если верить печати) было переселено 700тыс. человек, эти выселения проводились крайне жестоко (не хуже, чем в 43 году). Забавно, что эти выселения проводились силами, чей демократизм не вызывает никакого сомнения. Так что сравнение Сталинского режима с демократами выходит не в пользу последних.

Добавлю, "режим"-то был давно, а выселяют сейчас. Кстати, непрерывно кричат про "сталинщину" и борятся со станлинщиной, а нет давно никакой сталинщины, сейчас иные проблемы, а их даже не хотят анализировать.

Утверждают, что современные национальные столкновения являются последствием Советской национальной политики. Например Советская власть виновата в азербайджано-армянской войне. И скажем ни слова об армянской резне в Баку в сентябре 18 года и о национальной чистке в Нахичевани. В советское время многое не говорилось о такого рода вещах, и мотивы этого можно понять (в советских источниках сообщалось, например что было вырезано столько десятков тысяч рабочих, в основном армян).

Стоит отметить также декларируемый отказ от национальной универсальности государства и откровенно нацистские лозунги (и действия) национальных движений.

Другой предмет балагана -- идея построения "правового государства", т.е. государства, где все жили по написанным на бумаге законам. Как говорил апостол нашей демократии Сахаров "Разрешено все, что не запрещено". Идея имеет Римское происхождение, и наверно достаточно популярна в Европе и в Америке (думаю, что не в Японии). Идея на самом деле хорошая, но стоит иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, сама эта идея не является формально правовой, а является чем-то вроде моральной заповеди, дополнительной к Моисеевым и Христовым. Во-вторых, наряду с запрещенными законом вещами существуют (и я думаю существуют на Западе) общественные табу, а также неписанные инструменты, заставляющие этих табу придерживаться. Может ли общество вообще существовать на одном формальном законе без неписанных табу (или хотя бы религиозных запретов) -- вопрос очень и очень спорный. Он однако и не задается.

К несчастью, построение правового государства нам не грозит, и более того нам не грозят попытки его построения. Провозглашен не принцип Римского права, а новоморалистический принцип "Business, Business uber alles". Здесь мы опять сталкиваемся со знакомым нам по эпохе марксизма классовым подходом в чистом его виде. Совершенно открыто говорится, что законы очень плохи, поэтому коммерсанты не должны обращать внимания на законы. Ввиду того, что есть люди, придерживающиеся иного мнения, коммерсанты выводятся из сферы влияния милиции, судов и пр. Последним остается лишь бытовая преступность, а коммерческая преступность -- вещь необходимая и общественно полезная. Без конца повторяется, что у нас эпоха "первоначального накопления капитала", описанная Карлом Марксом, и вроде как преступность должна поощряться. Я кстати много раз слышала это от своих знакомых, людей вроде нормальных, и к преступлениям не склонным.

Хочется зажмурить глаза и не думать, что из этого может получиться.

Теперь об отношении к Западу. Разумеется из противостояния Западу, безнадежному и давно потерявшему всякий смысл (о генерал Де Голль!), надо выходить. Но вроде Горбачев заявил об этом 5 лет назад, и вроде мы из него и так выходим. Однако идея современности -- это идея полной капитуляции перед Западом и полного подчинения ему. Идет двойная нечистая игра. С одной стороны Запад(или какие-то силы на Западе), почувствовав нашу слабость, решили смять нас на отходе, и в настоящее время извне поддерживаются крайне разрушительные силы. С другой стороны есть силы внутри, которые нуждаются в помощи Запада и стараются использовать Запад в своих интересах. Достаточно открыто говорится о полезности влезания в долги, распродаже промышленности, и вообще желательно потерять национальную независимость (забавно, что это проиходит на фоне стремления многих то ли народов, то ли каких-то групп этих народов к независимости; я думаю, что и с ними Запад тоже разберется). Нам внушается, что цели Запада благи (во-первых), и что Западные ученые-экономисты и банкиры прекрасно знают, что надо сделать, чтобы поднять нас до Западного уровня (во-вторых). А что если нет? А что если мы это обнаружим, лежа на лопатках?

Пока

Юля

P.S. А еще нас соблазняют, что будем жить как в Америке. Что кабы не советская власть, то мы жили бы как в Америке. Понимаю соблазнителей. Но вот говорю с вроде разумными людьми. Они уверены, что так и будет. Хотя так и не может быть. На вменяемых ораторов в Москве спроса нет. Истерия удерживается на пределе кипения уже 26 месяцев кряду. Хорошо изучали в высших партшколах опыт революций.

На выборах голосуют по принцину "А этот еще сильнее ругается. Давай за него".

Я говорю (ну, Вере Р.). "А что ты хочешь?" А она "Показать им!". "Кому им? Это жулье всех нас вокруг пальца обведет". "А мы все равно им покажем!".

P.S. Здесь замечательная студенческая столовая. За талон (10 американских тугриков) ты можешь набрать раза в три больше, чем можно съесть за раз, качество очень прилично. Местные студенты и профессора столь же охотно, как и я, пользуются этой возможностью Во время обеда Дубовицкий просвещает меня по поводу итальянского искусства.

Обед по количеству пищи более чем достаточен на полтора дня, но изображай из себя удава или не изображай (не полезно), а от необходимости чего-то съесть утром и чего-то вечером это не избавляет. В кармане ни шиша.

------------------------------------------------------------

Привет

Продолжу оптимистичные речи. Провозглашен лозунг борьбы с бюрократией (чиновничеством) с целью полной победы над ней. Забавно, это сочетается с идеей построения "общества Западного типа", а вроде бы Западные страны являются государствами с сильной центральной властью. Впрочем может противоречия нет, если на нашем знамени было написано "государство -- это все", то наверно какие-то западные коллеги наших идеологов должны были утверждать обратное. Был бы жив Бердяев, он увидел бы в этом очередное проявление русского анархизма.

В очередной раз говорю слово "зловещий", но мы живем в стране, где десятилетиями подавлялась общественная самодеятельность. Наше общество бесформенно и дезорганизовано. Идея отмены государства в этих условиях выглядит по меньшей мере забавно.

До сих пор я ругала воинствующих реформаторов и тем упрощала вопрос. Проповедуемые ими идеи лишь частично являются их собственным изобретениями (хотя идея о насаждении преступности кажется все же оригинальной). В действительности большинство идей так или иначе связаны с "Московскими кухнями", т.е. с диссидентами и диссидентствующей интеллигенцией 70-ых годов.

P.S. Ура! Мне наконец выдали деньги. Теперь я расплатилась с долгами, могу ходить в магазины и кататься по Италии!

------------------------------------------------------------------------------

На этом текст в моей дискете 1991 года оборвался. Я тогда занялась, тем, чем собиралась.

------------------------------------------------------------------------

Небольшой комментарий из года 2010.

Борьба за порядок в Шереметьеве продолжалась не долго. Что касается уноса автобосных остановок из под носа, то это и в Италии случается не каждый день. Видимо нам с завом повезло, мы угодили в небольшую транспортную забастовку. И таких приключений в день приезда за границу у меня больше не было, разве что раз в Париже.


Теперь по делу. О прорабах перестройки.

Святослава Федорова канонизировали при жизни по причине правильности его взглядов. Ему принадлежит изречение "Деньги -- это мера добра". Уровень Федорова как медика и как хозяйственного деятеля был раздут пропагандой, сначала советской, потом антисоветской. Апостол сомнительный, а человек не худший. Попутчик. Погиб своей смертью.

Травкин быстро увял в качестве рупора, но довольно долго был депутатом Думы, каждый раз от все более правых партий. Оказавшись правее ЕдРа, растворился со сцены.


Про идеологов. Одного из перечисленных (Никонов), я даже не могу вспомнить. Зато припоминаю еще трех

Третьяков Виталий - редактор "Независимой газеты"

Старков Владислав -- редактор "Аргументов и фактов", с 1980 года и года до 88го -- закрытое издание для партийных пропагандистов, позже радикальная газета для всех

Юшенков Сергей -- армейский партийно-политический работник.

Какова судьба и роль всей этой публики, кричавшей "Держи вора" во все матюкальники? Роль проста -- они навязали обществу свою программу реформ в качестве безальтернативной (не сообщая, в чем она состоит). Осенью 91 года они уже сцепились под ковром. Победили, естественно, полные маньяки (а вплоть до августа 91 года единомыслие было абсолютное, маршировали как солдаты на плацу).

Дальше выяснилось, что никаких ролей они играть не могут. В итоге, в большинстве своем, они остались иделогическими тружениками новой системы, многие даже не поднялись в должности.

Егор Яковлев на короткое время стал телевизионным боссом. Мозги пудрил -- любо-дорого было смотреть. А потом вылетел на задворки.

Гавриил Попов недолгое время пробыл мэром Москвы. Временами он произносит речи, вызывающие недоумение "А как надо было шизануться обществу, чтобы с восторгом слушать этого молодца".

Юшенков в 2000 году в компании двух достойнейших людей начал создавать партию "Либеральная Россия". Один из них убит, другой из них сидит. А третий -- Березовский -- живет и здравствует в Лондоне. Впрочем, другая партия, основанная Березовским, живет и процветает.

Явлинский некоторое время заведовал ультраправой партией, сейчас она распалась, потому как неясно, как быть правей "ЕдРа".

Егор Гайдар побывал в премьерах и вице-премьерах в 92 и 93 годах. Оставшуюся часть жизни посвятил сочинению графоманских опусов. Так никогда и не простил поверженным политическим оппонентам и разгромленной стране своих собственных преступлений и провалов. Он был тверд до последнего своего дня.

Допускаю, что среди других были люди не худшие. Их поезд к Новому 1992 году ушел. Настало время других людей, которых наши коммуно-либералы привели за собой, перед тем, как быть (ими же) вытолкнутыми на задворки исторической сцены. Время людей без комплексов. Тех, кому предстояло стать действительными хозяевами жизни в 90 годы.

Первым человеком без комплексов был Собчак (я о нем писала...). Не знаю, какая его роль была до нашествия "демократии" (вроде и не идеологический работник, но про его докторский диссер тогда люди проходились...). Собчак же привел за собой вереницу "питерских". Вот из Википедии

«Это была яркая личность, безусловно, может быть, в чём-то неоднозначная, у него, может быть, было больше противников, оппонентов, чем друзей. …Во многом благодаря усилиям Анатолия Собчака Петербург остался, наверное, одним из немногих городов, которые наименее болезненно перенесли ситуацию, связанную с реформированием экономики. …Команда, которую собрал тогда Собчак, — Владимир Путин, Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Козак — это те, кого мы сегодня называем российской элитой. …Ещё одно качество Анатолия Александровича я хотел бы отметить: он мог проигрывать, но он никогда не предавал тех, с кем работал вместе, и на костях своих друзей к власти не рвался». С. В. Степашин, Председатель Счётной Палаты Российской Федерации

Зачем сейчас в 2010 году призраков начали выпускать из Преисподней? Проще всего с Гайдаром и Собчаком. Они -- "строители институтов" Новой России.

Гайдар участвовал в формировании новой полуфеодальной системы и в раздаче собственности классу баронов. Он не мог не заслужить благодарную память, которая воздается ему как рыцарями, так и искренними (других не держат) менестрелями. В Эпоху Великих Реформ он скорее всего был полудекоративной фигурой, которая обеспечивала еще неокрепшему рыцарству поддержку интеллигенции. Ту же роль исполнял Явлинский. Интеллигенция (отъехавшая и разъезжавшая), потрудились над созданием светлого образа наших реформ и реформаторов у западных интеллектуалов.

А может Гайдар и играл роль. Соблазнил Ельцина своей ученостью. Или кто-то соблазнил Ельцина, показав Гайдара. Кто их знает.

Из газетчиков в начале 90х годов появлялся еще какой-то Полторанин Михаил. По-видимому, сторонник Ельцина со времен правления оного в Москве. Потом испарился бесследно.


Теперь о политбюрошниках. Горбачев - эталон обанкротившегося политика. До сих пор во всем прав и ни в чем не ошибался. По-прежнему, имеет положительный имидж на Западе, и, видимо, будет его иметь как человек, разгромивший векового противника.

Ельцин в начале Перестройки перешел в Москву на место Гришина -- одного из мерзейших деятелей брежневской эпохи. Снискал в городе немалую популярность за борьбу с гришинским наследием и гришинским аппаратом. Потом был отставлен ("Борис, ты не прав") и в прибалтийских газетах публиковал статьи в качестве борца за социальную справедливость и против необосновных привилегий начальства (ха-ха). В марте 1989 года выиграл выборы по Москве против директора ЗИЛа с соотношением 97:3. Каюсь, я голосовала за ЕБН, хотя "прибалтийские" прокламации мне мне чем-то не нравилась. Повторяюсь, страшно мне стало лишь в мае того года.

Был день, кажется, в январе 90года, когда Яковлевский идеологический хор с не помню какой Россией (кажется, с Демократической Россией) переключились с поддержки Горбачева на поддержку Ельцина. Сейчас никто не может вспомнить, что мы празднуем 12 июня -- у всех память отшибло. А я-то помню, я была в ужасе. В Москве 11-12 июня 1990 года было всеобщее ликование по поводу избрания ЕБН Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР. Я видела, как лица людей просветлялись при этом счастливом известии.

Роль отца российской демократии Яковлева после 91 года не ясна. Руководил ли он еще пару лет частью mass-media или сразу упустил вожжи -- дело темное. Возглавил работу над изготовлением нашей истории.

Седовласый лис Шеварнадзе, по-видимому, мечтал стать генсеком ООН. Когда не удалось, под новый 92 год произвел в свою пользу переворот в Грузии. Уже в июне развязал там гражданскую войну ("есть лишь 100 000 абхазцев, если они будут сопротивляться, мы убьем их всех", это правда не он сказал, а министр обороны). Год спустя наши десантники какого-то черта спасли лиса от пленения...


Интересно и взглянуть на движущие силы революции. По "республикам" это были местные националисты и местная бюрократия, чьи аппетиты сдерживались Москвой. В Москве основная ударная сила - интеллегенция. Отстаивая то ли партаппаратскую, то ли свою квазипрограмму, она не заметила, что в возводимом будущем интеллигенции места не предвидится. Еще революционной была какая-то часть партаппарата. Ну и ворье. Ворья еще было немного, коррупция, с точки зрения наших сегодняшних высоких стандартов, считай, отсутствовала. Вскоре ворье будет призвано к власти, а бандюки займутся правовым регулированием бизнеса. Но это уже после истрической победы. А в 90 году их роль была еще невелика, на них лишь была вся надежда.

Цель реформ достигнута, мы "без больших социальных потрясений перешли к рынку". Гражданская война действительно была в умеренных дозах -- две чеченских кампании и московская бойня в октябре 93 года. Было, правда, много гражданской стрельбы. А итоги (промышленность, сельское хозяйство, наука, технологии, образование, интеллектуальный потенциал, народонаселение) как раз на итоги большой гражданской войны и похожи. Без больших потрясений. И продолжающаяся деградация с призраком следующей катастрофы впереди. Как говорили 30 лет назад, маразм крепчает.

Ну и, конечно, осталась тоска интеллегенции по своим высоким принципам 90 года. Путин, Мол, извратили прекрасные идеи. Интеллигенции, считай, нет, а тоска ее растет... Как говорится, любовь зла.


Мы уже ходили бороться за демократию во главе с идеологическим секретарем ЦК КПСС. Как бы нам не пойти бороться за справедливость по призыву Чубайса, Березовского, Ходорковского... (gazeta.ru, polit.ru, grani.ru и т.д. и т.п.). Они ведь тоже кричат "Держи вора!". А потом будем плакать, "Кто бы мог представить себе, что такие хорошие люди -- и могли обмануть..." Если останется еще кому плакать.

Как-то в июне 89 года в Лужниках проходил митинг в защиту демократии и против Лигачева Егора Кузьмича. Собравшиеся орали во всю глотку

"Нас не объегоришь! Нас не обкузьмишь!"